Философская школа Авенира Ивановича Уёмова

Systems everywhere!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Уемов А.И. ОПРЕДЕЛЕННОЕ, НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ, ПРОИЗВОЛЬНОЕ


ОПРЕДЕЛЕННОЕ, НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ, ПРОИЗВОЛЬНОЕ — филос. категории, имеющие особое значение в семантике натуральных языков и широко применяемые при анализе мн. проблем совр. науки. Фраза о том, что предмет обладает к.-л. свойством, будет понятна лишь в том случае, если будет уточнено — о каком предмете идет речь — об определенном, конкретном, фиксированном предмете, о каком-то неопределенном предмете или же о произвольном, любом, каком угодно предмете. В ряде языков: англ., нем., фр. и т. д. существуют специальные слова — артикли, с помощью к-рых различаются по крайней мере два первых из указанных выше случаев. Третий случай выражается с помощью прилагательных и местоимений. В славянских языках, т. обр., отличаются один от др. все три случая. Указанные категории образуют триаду в двух планах. Только в совокупности, взятые вместе, они достаточны для определения того смысла, в к-ром понимается предмет. Дальнейшие уточнения могут быть уже в рамках этих категорий, напр.: «Только данный предмет», «Какой угодно, кроме данного» (так Синяя борода определял комнаты, к-рые разрешалось открывать его женам) и т. д. С др. стороны, третью категорию — П. — можно рассматривать как нек-рое единство О. и Н. Произвольный объект — это нек-рый объект. Вместе с тем, если, напр., к.-л. произвольный человек произошел от обезьяны, то это значит, что человек как таковой, т. е. определенный объект — биологический вид Ношо сар1епз — произошел от обезьяны. В этом плане рассматриваемая триада аналогична триаде категорий качество, количество, мера, в к-рой третья категория также представляет собой нек-рое единство двух первых. Подобно др. филос. категориям, О., Н., П. имеют как гносеологический, так и онтологический аспект. В процессе познания мы часто движемся от Н. к О. Напр., взвесив пойманную рыбу, мы определяем ее вес. Однако движение мысли может идти и в противоположном направлении. Планируя те или иные мероприятия, мы четко фиксируем их результат. Однако более детальное изучение вопроса может показать, что результат является неопределенным. Волюнтарист полагает, что может осуществить любые свои желания. Более глубокое познание действительности показывает, что можно осуществить лишь нек- рые желания. Здесь имеет место переход от П. к Н. Соответственно можно привести примеры и на оставшиеся три варианта: движение мысли от Н. к П., от П. к О. и от О. к П. Абсолютизация тех направлений движения мысли, результатом к-рой является переход к О., приводит к убеждению в том, что в мире существует только О., а Н. и П. являются всего лишь результатом нашего незнания. В случае с определением веса рыбы первоначальная неопределенность действительно имеет субъективный характер. Однако в следующем примере, когда в результате познания мы убеждаемся в неизбежной неопределенности результата, субъективный характер имеет, напротив, определенность. Совр. физика в лице квантовой механики приводит весомые аргументы в пользу признания объективных оснований каждой из рассматриваемых категорий. Так, в соответствии с принципом неопределенности В. Гейзенберга, координата электрона вполне объективно становится неопределенной в том случае, когда его импульс определяется все более точно. Когда импульс станет полностью определенным, можно сказать, что электрон объективно находится в произвольно взятой точке. Роль физики, в к-рой рассматриваемые категории приобрели особо большое значение, сказалась в том, что эти категории стали изучаться преимущественно в связи с физикой и ее формальным аппаратом. В физике противоположность О.— Н. связана гл. обр. с проблемой детерминизма. Детерминистская т. зр. предполагает, что будущее полностью определено причинами, лежащими в прошлом. Крайний индетерминизм исходит из того, что будущее никак не определено прошлым и может быть любым, независимо от того, каким было прошлое. Умеренные формы индетерминизма допускают вероятностную трактовку связи будущего с прошлым. Прошлое определяет будущее с нек-рой вероятностью, большей нуля и меньшей единицы. В зависимости от значения этой вероятности будущее становится менее или более определенным. Т. обр. возникает понятие о степени или мере неопределенности. Эта мера была отождествлена с понятием энтропии, вычисляемой по известной формуле Шеннона. На основе использования этого понятия возникло новое научное направление — теория информации. Имеет место аналогия между энтропией теории информации и энтропией в физике, где она понимается как мера беспорядка — хаоса. Такая аналогия привела к тому, что неопределенность стала связываться с беспорядком, а определенность — с порядком. При этом произвольность либо не рассматривалась вовсе, либо связывалась с предельным случаем беспорядка. В логике с самого начала ее развития категории О., Н., П. все вместе или по отдельности используются в качестве вспомогательных, дополняющих категории общего, частного, единичного. Так, Аристотель различает посылки общие, частные и неопределенные. В последних отсутствует указание на то, являются ли они общими или частными. В этом смысле как общее, так и частное суждения являются определенными. С др. стороны, истинность общего суждения означает истинность этого суждения применительно к произвольному объекту, входящему в объем субъекта суждения. Если все люди смертны, то и произвольно взятый человек смертен. Однако не всегда можно из истинности суждения, относящегося к произвольному объекту, выводить истинность общего суждения. Мы можем записать любое число, но это не означает, что могут быть записаны все числа. В совр. логике произвольность выражается с помощью свободных переменных. Общее и частное — с помощью кванторов: общности (для всех X) и существования (существует такое X). Т. обр., эти кванторы экзистенциально, т. е. с т. зр. признания существования соответствующих объектов, разнородны. Этого нельзя сказать о П. и Н. То и другое может относиться как к существующему, так и к несуществующему. Логика, использующая кванторы, предполагает в качестве исходного понятия множества, что, вообще говоря, не обязательно для применения категорий О., Н., П. Последние берутся в качестве исходных при построении формального аппарата одного из вариантов общей теории систем.

Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова М.: Республика, 2001. — 719 с. (7-е издание, переработанное и дополненное)