Голосование
Альбина Овчинникова, Арнольд Цофнас. ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ, 2004 |
Альбина Овчинникова, Арнольд ЦофнасТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ1. Творчество. Понятие «творчество» применимо для характеристики создания любых объектов Культуры, включая предметы науки, искусства, техники, технологии, социальной жизни. Творческую деятельность от рутинной отличают по признаку новизны – в плане замысла (концепта), способа (структуры) реализации замысла, по материалу (субстрату), в котором замысел воплощается, а также по их сочетаниям. Границы новизны заданы требованием социальной значимости творческого продукта. Он, этот продукт, должен соответствовать нормам и идеалам данного типа культуры, либо иметь шанс воплотить новые нормы, которые не противоречат идеалам человеческого бытия в целом. Из всех областей творческой деятельности по способам реализации в рамках культурного диалога могут быть противопоставлены друг другу только научное и художественное творчество. 2. Научное творчество осуществляется в области создания и преобразования систем знания. Научный диалог (ученого с другим ученым, с научной школой или научным сообществом в целом) от творческого диалога вне науки отличим по ряду критериев.
3. Художественное творчество. Диалог художественной интеллигенции не требует с необходимостью выполнения ни одного из данных условий. Это дает основание называть художественное творчество «свободным».
4. Диалог Ученого и Художника. Кажется, что диалог столь различных (противоположных) интеллектуальных миров – невозможен. Однако это не так. Миры Ученого и Художника не только исключают, но и предполагают друг друга. Основанием взаимопонимания может служить следующее. ◘ Ученый знает, что его творческий объективизм ограничен модельным характером знания. Реальность ученого – это реальность им самим смоделированного мира. Но и художник, знает он это или нет, не может распространить свой субъективизм слишком далеко, за пределы своего мировоззрения и мировоззрения тех, кому адресовано его произведение. А мировоззрение в целом носит объективистский характер. ◘ Хотя строгий вывод не является целью художественного творчества («гений – парадоксов друг»), но и необоснованность не является его целью. С другой стороны, и ученый не может избежать демонстративности своих моделей реальности. Проблема наглядности – одна из острейших в современном естествознании. Парадокс также является предметом методологического интереса Ученого (логики квантовой механики, паранепротиворечивая логика и т.д.). ◘ Правила логики и грамматики обязательны даже для писателей в стиле абсурда и постмодерна. Художник, как и Ученый, не может позволить себе алогизмы и ничем не обоснованные синтезы свойств и отношений (красок, звуков, форм и проч.), которые выходили бы за пределы, пусть даже ослабленных, критериев рациональности. ◘ Полная эксплицитность остается только идеалом Ученого, имплицитное обнаруживается в любой научной работе. Но и ничто выраженное Художником между строк не может быть понято без самих «строк», без эксплицитного знакового представления. ◘ Несмотря ни на какое «кокетство» Художника, он всегда ищет, хотя и не общезначимости, но все же релевантного взаимопонимания в своей референтной группе, либо стремится создать новую группу «понимающих» людей. С другой стороны, общезначимость суждений Ученого никогда не безусловна: смысл даже таблицы умножения ограничен миром твердых тел. ◘ Правдивость Художника все же предполагает «истинность» его суждений относительно той реальности, которая задана художественным произведением, а сама эта новая реальность все же строится в соответствии законам действительного мира – как один из возможных миров. Ученый (в силу принципа фаллибилизма) также не может претендовать на то, что его модель действительности – единственно возможный мир, а потому каким-то способом апеллирует к собственной правдивости. ◘ Искусствоведение, несмотря на свой идиографический характер, знает свои номотетические границы, заданные ответами на методологический вопрос «как?», и не обходится без методологии эстетики (в частных случаях – поэтики, овладения законами перспективы и т.п.). Построению же научных концепций и открытию соответствующих законов непременно сопутствует описательное науковедение, без которого Ученый становится «Иваном, не помнящим родства». 5. Комплементарность – основа диалога. Миры Ученого и Художника не только исключают друг друга нестрого, но и не могут быть обоснованы (введены) один без другого. Это связано с дополнительностью (комплементарностью) двух способов системного представления бытия, на которые в целом ориентированы наука и искусство. С точки зрения науки мир – это такой объект, законы которого соответствуют заранее предполагаемому признаку объективности. С точки зрения искусства мир – это такой предмет, свойства которого заданы определенным способом человеческого восприятия (интенциями). Ученый и Художник обречены и на вечное противостояние, и на вечную любовь. Без понимания этой дополнительности миров важнейший внутрикультурный диалог был бы невозможен. |