Философская школа Авенира Ивановича Уёмова

Systems everywhere!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Терентьева Л.Н. «Категории» Аристотеля в двойственном системном моделировании



«Категории» Аристотеля являются предметом полемики более двух тысячелетий. И до сих пор не утихают споры относительно порядка перечисления и разъяснения десяти категорий самим Аристотелем.

Аристотель в «Категориях» (Глава четвертая) дает список десяти категорий в таком порядке: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или «сколько», или «какое», или «по отношению к чему-то» (курсив наш. Л.Т.), или «где», или «когда», или  «находиться в каком-то положении», или «обладать», или  «действовать», или «претерпевать». Сущность, коротко говоря, – это, например, человек, лошадь; «сколько» – это, например, длиною в два локтя, в три локтя; «какое» – например, белое, умеющее читать и писать; «по отношению к чему-то» – например, двойное, половинное, большее; (курсив наш.– Л.Т.) «где» – например, в Ликее, на площади; «когда» – например, вчера, в прошлом году; «находиться в каком-то положении» – например, лежит, сидит; «обладать» – например, обут, вооружен; «действовать» – например, режет, жжет; «претерпевать» – например, его режут, жгут»[1,  1b 25–30], [1, 2а 1–5 ]

Аристотель в «Категориях» (Глава четвертая) перечисляет значения категорий в порядке, который нарушает в трактовке смысла значений предложенных категорий, а именно: 1) сущность (Глава пятая) , 2)количество (Глава шестая), 3)соотнесённое (Глава седьмая) 4)качество (Глава восьмая), остальные шесть категорий (Глава девятая). Почему Аристотель разъясняет и помещает «соотнесённое» после разъяснения «сущности» и «количества», но перед «качеством»?

В монографической и учебной литературе встречаются оба варианта порядка категорий. Например, Р.К. Луканин в  монографии «·Органон· Аристотеля» пишет: «·Органон· начинается с небольшого трактата «Категории». Название ему дано самим Аристотелем. В нем содержится рассуждение о количестве значений каждого термина. Таких значений Аристотель насчитал десять:    «1) сущность (лат.essentia), 2) качество(лат. qualitas), 3) количество (лат. quantitas), 4) отношение (лат. relatio) (курсив наш – Л.Т.), 5) место (лат. ubeitas) 6) время (лат. quandeitas), 7)положение (лат. situs),   8)обладание (лат.habitudo), 9)действие (лат.actio), 10)страдание (лат.passio)». [2, С 24–25.]

Заметим, что Р. Луканин  после сущности ставит сначала «качество», а затем «количество», вопреки Аристотелю, что создает иллюзию того, что порядок перечисления после сущности категории «количества» и категории «качества» не является существенным.

В известном учебнике Г.Челпанова идет перечисление категорий, где после сущности идет сначала «количество», а затем «качество», т.е. в таком порядке, который находим у Аристотеля. [3. С.24–25.]

Порядок, который находим в различения смыслов, при перечислении категорий Аристотелем, и нарушение этого порядка самим же Аристотелем при разъяснения смысла категорий, представляет собой предмет многовековой полемики.

А.Уёмов замечает: «Некоторые исследователи, как, например, В.Асмус, полагают, что Аристотель не строил заранее продуманную систему категорий. Однако, средневековые комментаторы с этим бы не согласились. Так, армянский комментатор XIV в. (Иоанн Воротнеци выделяет 4 причины того, почему отношение предшествует качеству). Одна из них та, что во всякой категории усматривается отношение, почему о последнем он учит прежде, чем об остальных. Однако в таком случае соотносительное должно предшествовать если не сущности, то количеству». [4,  С.80.]

Р. Луканин пишет: «Аристотель же пользуется для выражения категорий греческими словами, подчеркивающими их зависимость от сущности. (курсив наш.– Л.Т.) Буквальный перевод аристотелевских выражений для категорий указывает на то, «как велика» сущность, «какова по качеству», «к чему относится», «где» и «когда» она «занимает определенное положение», что «имеет»,  в чем ей свойственно «действовать» и «претерпевать» (см.3. Bonits H. Uber die Kategorien des Aristoteles. – S.- Ber. Klass. Akad. Wiss. Philos.-hist. Kl., 1853, Bd. X, H.V, S.595)

Если следовать смыслу перевода порядка категорий у Аристотеля (по Bonits H.), то становится понятным порядок перечисления Аристотелем категорий: на первом месте стоит категория сущности, далее категория «количество», которая указывает на то, «как велика» сущность, затем категория «качество», которая указывает на то, «какова по качеству» сущность, затем то состояние сущности, которая определяется категорией  «к чему относится», т.е. «соотнесённое», категории по отношению к сущности «где» и «когда» указывают на измерение сущности по времени и месту, т. е. соотнесенность по времени и пространству, далее  когда сущность «занимает определенное положение». И, наконец, категория «обладание», т.е. то, что  «имеет» сущность, категория «действие» и «претерпевание», т.е. то, что может сущность. Все категории занимают свои места в порядке увеличения их сложности по отношению к сущности. Если так, то наиболее простой является категория «количества», а наиболее сложной является категория «претерпевание», т.е. страдание.

Следовательно, при перечне категорий у Аристотеля наблюдается один порядок, а при разъяснении – другой. Почему категорию «соотнесённое» Аристотель при описании помещает вслед за сущностью, количеством и качеством, а при разъяснении категорий «соотнесённое» располагается между количеством и качеством? Есть несколько ответов на этот вопрос. А.Уёмов пишет: «Почему Стагирит не перешёл от категории количества сразу к казалось бы непосредственно связанной с  ним категорией качества, а разделил обе категории третьей – соотнесённым, остается загадкой». [4. С.80]

Рассмотрим эту «загадку», опираясь на метод двойственного системного моделирования, разработанный в параметрической общей теории систем. [5.] В двойственном системном моделировании десять категорий Аристотеля могут быть представлены двумя системными моделями: системной моделью с атрибутивной структурой и реляционным концептом и системной моделью с реляционной структурой и атрибутивным концептом. Концепт, структура и субстрат – дескрипторы системной модели, которые определяют разные, но взаимосвязанные  между собой, стороны системной модели какого-либо объекта. Концепт и структура могут быть как атрибутивными, т.е. быть представленными как некоторые свойства,  так и реляционными, быть представленными как некоторые отношения. Субстрат системы выражается категорией вещи и представляет собой то, на чём реализуется как атрибутивная, так и реляционная структуры в двойственном системном моделировании.

«Дескрипторное определение» системы в категориях «вещи», «свойства» и «отношения» [6, С.34–37] представляется двумя способами:

(m)S =df  ( [R (*m) ] ) P

(m)S =df  R ( [ (m*) P] )

Определение системы (I) с атрибутивным концептом, обозначенным категорией свойства  Р и реляционной структурой, обозначенной [R (*m) ], где отношение  R реализуется на субстрате  (*m).

Определение системы (II)  с реляционным концептом, обозначенным категорией отношения  R и атрибутивной структурой, обозначенной

[ (m*) P], где свойство или ряд свойств, обозначенных  Р, реализуются как присущие субстрату  (m*).

Обратим внимание на особенности двух структур – атрибутивной и реляционной в двойственном системном моделировании.   Атрибутивная структура   [ (m*) P], где свойство или ряд свойств, обозначенных  Р, реализуются как присущие субстрату  (m*),   представляет собой описание или перечисление свойств, качеств какого либо объекта, т.е. субстрата системы.  При описании чего-либо не является существенным порядок перечисления свойств каких-либо объектов.  Реляционная структура  [R (*m)] представляет собой реализацию отношения, обозначенного R , на субстрате (*m), представляет собой вариант объяснения упорядоченности субстрата по какому-то свойству, например, по свойству увеличения сложности.

Стагирит в перечислении категорий, когда существенным являлась задача осмысления возможных предикатов для сущности, следовал варианту системной модели с атрибутивной структурой (m)S =df R ( [ (m*) P] ) , где не является существенным порядок перечисления  десяти категорий. Категория сущности стоит на первом месте, поскольку обладает независимым бытием и является субъектом в любом рассуждении. Реляционная структура в обозначении порядка категорий как возможных   предикатов для сущности проявляется в разъяснении Аристотелем в «Главе пятой» [Сущность], в «Главе шестой»     [Количество], в «Главе седьмой»  [Соотнесённое], в «Главе восьмой»   [Качество],  в «Главе девятой»  [Остальные категории].

Следовательно, Аристотель при разъяснении категорий располагает их в порядке по увеличению сложности и, соответственно, уменьшению простоты. Самой простой категорией является категория количества, затем категория «соотнесённое», затем категория «качества» и т.д. Самой сложной категорией, по Аристотелю, является категория «претерпевание» или  страдание.

В параметрической общей теории систем [5.] вводятся общесистемные свойства или общесистемные параметры, по значению которых можно классифицировать системы. Рассмотрим три таких параметра: 1) упорядоченные и неупорядоченные системы;[С.154] 2) расчлененные и нерасчленённые системы; [ C. 160 ], 3) центрированные и нецентрированные системы. [С.164]  Обе системные модели десяти категорий Аристотеля являются центрированными системами, поскольку таким центром является сущность, о которой сказываются все остальные категории. Обе системные модели являются  расчлененными системами, где перечисляются категории без всякой связи своих значений. Системная модель при описании «Категорий» является неупорядоченной, когда можно после сущности ставить качество или количество. Системная модель при разъяснении смысла категорий является упорядоченной, поскольку Стагирит располагает категории в порядке увеличения их сложности.

 

Литература.

1.   Аристотель. Категории / Аристотель // Соч. : в 4 т. – М. : Мысль, 1976-1983 (Философское наследие) –. . –Т.2. –  1978 ; [ ред. З.Н. Микеладзе ]. – С.53–591 [1. 6a. 35–38].

2.  Луканин Р.К.  ·Органон· Аристотеля / Р.К .Луканин – М. : Наука, 1984.С.–308с

3. Челпанов Г. Учебник логики  / Георгий Челпанов. –М. : [б. в.], 1908г.– 194с.

4. Уёмов А., Терентьева Л.Н. Лекции и задачи по метафизике в двух частях / Авенир Уёмов, Людмила Терентьева.  – Одесса. : Астропринт, 2009. –280с.]

5. Уёмов А.И Системный подход и общая теория систем / А.И Уёмов  – М.: Мысль, 1978.–272с

6. А.Уёмов, И.Сараева, А.Цофнас. Общая теория систем для гуманитариев. – Варшава.: Uniwersitas Rediviva, 2001.– С.34–37. –276с. / Учебное пособие. Под общей редакцией А.И.Уёмова.