Голосование

Как часто Вы бы хотели принимать участие в работе системного семинара?
 


Уемов как философ, логик, педагог и организатор

А. Ю. ЦОФНАС

Профессор   А. И. УЕМОВ

Не каждого человека, даже профессионально работающего в области философии, без иронии назовешь “философом”. В своей среде мы обычно называем коллег “преподавателями философии”. Но в истории Одессы, не только настоящей, но, пожалуй, и прошлой, есть один человек, которого можно без опасения оказаться претенциозным, назвать философом — это Авенир Иванович Уемов.

Писать о нем не просто по многим причинам. Трудно писать о крупном мыслителе как бы берешь на себя самонадеянное обязательство не только неординарного человека, но еще и оценить его идеи. Вообще трудно говорить о человеке, которого и так «все знают».

Так что не будет здесь ни обычной биографии ученого, ни портрета общественного деятеля, ни назидательного рассказа о том, как достичь популярности и интеллектуальных высот. Максимум, что будет, так это описание некоторых, надеюсь характерных, эпизодов биографии и изложение отдельных идей.

СТАНОВЛЕНИЕ. Философом никто не рождается. Веня Уемов родился в 1928 году у мамы-бухгалтера и папы-сапожника в селе Васильевском. Шуйского района Ивановской области, может быть самой русской области в России. Никакого особого воспитания в детстве ему не дали. Получил несколько мудрых советов от отчима, пока тот не стал, еще до войны, узником и смертником ГУЛАГа. Был ли вундеркиндом? Трудно сказать. Боюсь, что в его семье слово это вообще не употреблялось. Если чем и выделялся, то тем, что был толстым мальчиком, а значит насмешки ребят, избыток одиночества, чтение и самоосуществление в мечтах. О чем мечтал? Не о философии, конечно. В 1935 году судьба забросила семью во Владивосток, а там море-океан. Мечтал о дальних странствиях, о морских сражениях.

Подробнее...
 

Н.Ф. Овчинников

К СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЮ АВЕНИРА ИВАНОВИЧА УЕМОВА

4 апреля 1998 г.

Приветствие старого друга

Дорогой Авенир!  Редактор журнала “Категории” Балашов Лев Евдокимович предоставил мне возможность обратиться к тебе на страницах журнала с дружеским словом в связи с твоим 70-летием. Что я могу сказать?  Увы — поток времени безжалостно  неумолим. И если нужно указать на нечто независимое от нашей воли, то нет более убедительной категории, чем время. И все же, в потоке жизни мы остаемся  людьми в той мере, в какой стремимся приобрести и сохранить подлинные ценности. Важнейшая из них — дружба. Что бы ни происходило с нами и что бы ни случалось вокруг нас, как бы ни разводило нас не только время, но и пространство, да и непредвиденные независимые от нас политические страсти, мы неизменно сохраняем нашу веру друг в друга. Я многое воспринял от тебя — порою невольно заряжаясь твоей энергией, удивляясь  неутомимости в теоретических поисках, наблюдая широту твоих интересов. Многое хотелось бы вспомнить. Я могу здесь, поздравляя тебя, лишь упомянуть один эпизод из  давнего прошлого, который, быть может, будет интересен не только нам, но и читателям журнала. В этом кусочке нашей жизни — время, в котором мы жили, и твое незримое влияние на него.

Подробнее...